Шаг 2. Подбор билетов
- Количество билетов:
- для подбора билетов необходимо выбрать на схеме зала сектор, который Вас интересует.
Жизнь за царя (6+)
Новая операНовая опера
Дата15 января 2019, вторник, 19:00
Опера Глинки в концертном исполнении
Новая Опера предлагает премьеру полуконцертной (semi-stage) версии в год 100-летия со дня казни последнего русского царя.
Версия semi-stage
М.И. Глинка
Опера в концертном исполнении
Солисты и оркестр театра Новая Опера
Премьера состоялась 29 августа 2018 года
"Жизнь за царя" - первое произведение Глинки в оперном жанре. До Глинки подвиг костромского крестьянина, вотчинного старосты Ивана Сусанина, не выдавшего под пытками местонахождение молодого царя Михаила Романова, в оперном жанре отразил Катерино Кавос ("Иван Сусанин", 1815). Однако именно выдающееся во всех отношениях (музыкальный язык, драматургия, идеальное равновесие целого и деталей) сочинение Глинки по праву считают первой русской классической оперой.
В "Жизни за царя" ощутимо влияние героических ораторий Генделя, опер современников (особенно итальянских мастеров бельканто). Однако все эти влияния соединились, стали гранями неповторимого стиля Глинки. "Жизнь за царя" - русская по духу опера, в которой простые люди впервые представлены как настоящие герои, а их речь наполнена русскими песенными интонациями. "По-русски" звучат партии Сусанина, Антониды, Вани, а грандиозный финальный хор "Славься" превратился в неофициальный гимн нашей страны. Контрастом "русским" образам стала блестящая сюита европейских танцев: полонез, краковяк, вальс и мазурка. Сопоставление песенности и танцевальности - контрастных образных сфер, характеризующих русских и поляков, - поистине гениальная находка композитора!
В советское время в судьбу оперы вмешалась идеология. В постановке Большого театра 1939 года основной акцент делался на подвиг во имя Родины, а поиски поляками царя превратились в поиски Минина. Новое название - "Иван Сусанин" - адресовало, тем не менее, к черновому варианту Глинки. Новое либретто (превосходное в чисто литературном отношении!) создал поэт Сергей Городецкий. Одно из оправданий переделки сюжета - как раз поэтические недостатки либретто барона Розена. Однако в результате на сцене, фактически, шла другая опера с той же музыкой.
Вполне естественно, что с конца 1980-х годов опера звучит в первоначальном виде. Однако "Жизнь за царя" - редкий гость на оперной сцене: среди причин - масштабность сочинения и исключительная трудность вокальных партий.
Новая Опера предлагает премьеру полуконцертной (semi-stage) версии в год 100-летия со дня казни последнего русского царя. Впоследствии театр предполагает (как это неоднократно бывало в прошлом) превратить ее в полноценный спектакль.