Шаг 2. Подбор билетов
- Количество билетов:
- для подбора билетов необходимо выбрать на схеме зала сектор, который Вас интересует.
Дон Паскуале (16+)
Большой театрНовая сцена (схема зала)
Дата23 декабря 2018, воскресенье, 19:00
В апреле на Новой сцене Большого театра состоялась премьера комической оперы Гаэтано Доницетти "Дон Паскуале" в постановке Тимофея Кулябина. По мнению главного дирижера ГАБТ Тугана Сохиева, опера Доницетти "Дон Паскуале" в постановке режиссера Тимофея Кулябина станет для Большого театра знаковой работой. "Дон Паскуале" - работа с молодой труппой, молодым режиссером. Мне кажется, это знаковая работа, от которой Большой театр может выиграть. В готовящейся версии оперы Доницетти действие происходит, как и прежде, в Италии, но в современном Риме. Традиционное определение "комическая опера" придется подкорректировать: тот факт, что композитор создавал партитуру перед самой кончиной, одиноким и больным, повлиял на концепцию. Для режиссера Тимофея Кулябина это комедия с двойным дном, а главный герой, по замыслу, чем-то похож на бедолагу Мальволио из шекспировской "Двенадцатой ночи" - над ним смеешься, но одновременно и сочувствуешь.
Гаэтано Доницетти
Опера в трех действиях
Либретто Джованни Руффини по мотивам либретто Анджело Анелли "Сэр Марк Антонио"
Режиссер-постановщик - Тимофей Кулябин
Премьера состоялась 19 апреля 2016 года
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие происходит в Римском университете Святого Иеронима в наши дни.
Действие I
Картина первая. Университет
Знаменитый ученый и закоренелый холостяк Дон Паскуале накануне своего 70-летнего юбилея решает жениться.
Он ждет доктора Малатесту, который, появившись, предлагает в качестве будущей избранницы свою сестру Софронию. Девушка воспитывалась в монастыре и полна добродетелей. Паскуале в нетерпении отправляет Малатесту за ней.
Будущий счастливый муж ликует и спешит сообщить новость о своей женитьбе подчиненным и племяннику Эрнесто, с которым он находится в затяжном конфликте. Несмотря на угрозы дона Паскуале лишить племянника средств к существованию, и даже жениться самому, оставив его вовсе без наследства, Эрнесто наотрез отказывается от выгодной партии, которую ему нашел дядя. Эрнесто упорно настаивает на своей любви к бедной молодой вдове Норине.
Новость о том, что женитьба Дона Паскуале не пустая угроза, приводит Эрнесто в смятение. Кроме того, он узнает от дяди, что его друг Малатеста его предал, поскольку он и есть устроитель дядиной помолвки.
Дон Паскуале, оскорбленный упрямством и издевками племянника, лишает его содержания и прогоняет на все четыре стороны.
Картина вторая. В доме Норины
Норина коротает утро за чтением романтических историй, примеряя их на себя. Ей приносят записку от Эрнесто, который прощается с любимой, отправляясь на чужбину. Матримониальные планы молодой женщины летят под откос.
Появляется Малатеста, который успокаивает расстроенную Норину и посвящает ее в детали нового плана: Норина должна выйти замуж за Дона Паскуале под видом простодушной и добродетельной Софронии. Кузен Малатесты Карлотто сыграет нотариуса. После того как фиктивный брачный контракт будет подписан, Норина должна устроить старику "веселую жизнь". Тогда есть шанс, что Паскуале одумается и согласится на свадьбу племянника с Нориной.
Малатеста и Норина репетируют образ наивной и бесхитростной Софронии и обсуждают детали интриги.
Действие II
Университет
Эрнесто прощается с alma mater, в которой прошли его детство и юность, и пишет очередное прощальное письмо возлюбленной.
Дон Паскуале готовится к смотринам. Малатеста приводит Норину под видом стеснительной Софронии. Дон Паскуале очарован и просит Малатесту немедленно послать за нотариусом, чтобы заключить брак.
Появляется "нотариус" - переодетый кузен Карлотто. На радостях Дон Паскуале отдает будущей жене половину состояния и делает ее единоличной и полноправной хозяйкой своих владений.
В момент подписания контракта в зал врывается Эрнесто, пришедший попрощаться с дядей. Он ошеломлен, обнаружив, что невеста и есть Норина: Малатеста, считая, что Эрнесто уже уехал, не оповестил друга. Теперь приходится тайком быстро вводить его в курс дела. В итоге Малатеста заставляет Эрнесто подписать брачный контракт Паскуале и "Софронии" в качестве недостающего свидетеля.
После того как все формальности исполнены, Норина преображается. Она резко заявляет о своих правах хозяйки и ставит на место Дона Паскуале. Затем созывает всех его подчиненных и начинает раздавать абсурдные приказы. Сотрудники университета растеряны, но подчиняются. Дон Паскуале обескуражен метаморфозой невесты и ощущает себя обманутым. Но контракт уже подписан.
Действие III
Картина первая. Университет
Норина и Малатеста радикально изменили сценарий предстоящего юбилейного празднества в честь Дона Паскуале. Полным ходом идет подготовка новой программы торжеств. Университетское сообщество изумленно наблюдает за происходящим. Дон Паскуале вынужден оплачивать многочисленные счета.
Он замечает Софронию-Норину, покидающую здание в вечернем платье. Несмотря на все скандалы, он все же надеется в первую брачную ночь наладить отношения с молодой женой. Паскуале делает попытку остановить супругу, но в ответ получает сначала издевки, а затем и пощечину. Он в отчаянии. Софрония-Норина уходит, незаметно подбрасывая записку от вымышленного влюбленного о назначенном вечером свидании. Дон Паскуале вне себя от ревности.
Коллеги Дона Паскуале обсуждают новые порядки и постоянные ссоры между супругами.
Малатеста отправляет Эрнесто в сад, играть мнимого любовника Софронии на свидании. Следом появляется опустошенный и раздавленный Дон Паскуале. Он жалуется Малатесте на жестокость и грубость Софронии. Более того, обвиняет ее в супружеской измене и хочет поймать жену на месте преступления, а затем вызвать полицию.
Малатеста утешает Дона Паскуале, и уговаривает его не предавать измену огласке. Если Софронию удастся уличить, то можно будет тихо потребовать развода. Дон Паскуале соглашается с этим планом, который должен принести ему отмщение и избавление.
Картина вторая. "Сад"
Эрнесто под видом неизвестного любовника Софронии поет серенаду. Затем они вместе с Нориной воркуют в любовном дуэте, чтобы привлечь внимание Дона Паскуале. Эрнесто скрывается.
Дон Паскуале намерен застать жену с любовником, но к его приходу Софрония-Норина уже одна. Она гневно отвергает и все его обвинения, и требования развода. Дон Паскуале в отчаянии и готов на все, лишь бы избавиться от брачных уз. Малатеста вызывается помочь, при условии, что ему будет предоставлен карт-бланш.
Малатеста в присутствии Дона Паскуале угрожает Софронии тем, что скоро ей придется делить полномочия хозяйки дома с другой женщиной - Нориной, на которой вскоре женится Эрнесто. Софрония негодует и теперь сама требует развода. Ради этого Паскуале теперь готов не только немедленно устроить свадьбу племянника, но и выделить молодым внушительную ренту. Он зовет Эрнесто и требует тотчас же сыграть свадьбу с Нориной.
Появляется Эрнесто. Вместе с Нориной и Малатестой они признаются в обмане. Дон Паскуале с облегчением узнает, что весь его брак - фальшивка, а Норина и Софрония - одна и та же женщина. Он прощает всех и желает влюбленным счастья.