Шаг 2. Подбор билетов
- Количество билетов:
- для подбора билетов необходимо выбрать на схеме зала сектор, который Вас интересует.
Борис Годунов (12+)
Большой театрИсторическая сцена (схема зала)
Дата27 января 2022, четверг, 19:00
Одна из визитных карточек Большого театра - опера Мусоргского "Борис Годунов". Спектакль, идущий сегодня на сцене Большого театра - эталон советского "большого стиля". Он подчеркивает самобытность Большого и демонстрирует сохранение театром стилистических традиций. Защищенный своим солидным возрастом, очаровывающий монументальной декоративностью, окруженный легендами, "Борис Годунов" Большого театра сегодня воспринимается как спектакль-миф. При этом он остается живым, современным и актуальным. Современный западный оперный театр ничего подобного в своем репертуаре не имеет.
Народная музыкальная драма в четырех действиях с прологом.
Либретто Модеста Мусоргского по одноименной драме Александра Пушкина.
Редакция и инструментовка Николая Римского-Корсакова.
Сцена "У Василия Блаженного" - в инструментовке Михаила Ипполитова-Иванова.
Дирижер-постановщик - Николай Голованов.
Режиссер-постановщик - Леонид Баратов.
Спектакль возобновили:
Дирижеры: Василий Синайский, Павел Сорокин.
Режиссер - Игорь Ушаков.
Премьера состоялась 16 декабря 1948 года.
Возобновление - 1 декабря 2011 года.
Спектакль идет с тремя антрактами.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пролог
Картина 1
Народ толпится у высоких стен Новоде вичьего монастыря в Москве. Здесь затворился боярин Борис Годунов после смерти царя Федора, не оставившего наследника. Избрание Бориса на царство предрешено, но он медлит с согласием, чтобы отвести от себя подозрения в захвате власти.
По приказу пристава народ упрашивает Годунова принять избрание на царство:
"На кого ты нас покидаешь,
Отец наш!
На кого ты нас оставляешь,
Родимый!"
Но думный дьяк Щелкалов возвещает, что боярин неумолим.
Картина 2
Площадь перед Успенским собором в Кремле. Величавый перезвон колоколов - Борис дал согласие и венчается на царство. Но нерадостен Борис, он в тревоге:
"Скорбит душа,
Какой-то страх невольный
Зловещим предчувствием
Сковал мне сердце..."
А в Кремле величаво гудят колокола, и гремит "слава!" Борису Годунову.
Действие I
Картина 1
Глубокая ночь. Тихая келья в Чудовом мо настыре. При свете лампады умудренный жизнью монах Пимен пишет правдивую летопись государства Российского. Пимен раскрывает в своей летописи тайну убийства Борисом Годуновым царевича Димитрия, стоявшего на его пути к трону. Просыпается Григорий, молодой инок, живущий в одной келье с Пименом. Он слышит рассказ старца, и буря страстей, тщеславных желаний врывается в тишину ночи.
У Григория зарождается мысль назваться царевичем и начать борьбу против Бориса за престол:
"Борис! Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца...
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет.
И не уйдешь ты от суда людского,
Как не уйдешь от Божьего суда!"
Картина 2
Корчма на литовской границе. Сюда, к веселой разбитной хозяйке, забрели трое бродяг - беглых монахов: Валаам, Мисаил и Григорий. Варлаам, пьяница и чревоугодник, поет песню о взятии Казани. Григорий расспрашивает хозяйку, как пробраться в Литву. В корчму входит пристав, ищущий по царскому указу беглого монаха - Григория Отрепьева. Григорий после неудачной попытки отвести от себя подозрения, среди общей сумятицы прыгает в окно и скрывается.
Действие II
Картина 3
Царский терем в Кремле. Царевич Федор рассматривает "Книгу большого чертежа" - первую карту России. Дочь Бориса Ксения тоскует над портретом умершего жениха - датского королевича. Стремясь развеселить ее, старая мамка рассказывает смешную присказку.
Входит Борис, ласково беседует с детьми, любуется сыном, изучающим книжную премуд рость. Но тоска преследует его и здесь, в кругу семьи. Страшный голод посетил Русь. "Словно дикий зверь, бродит люд зачумленный", виною всех бед народ называет царя - "на площадях клянут имя Бориса".
Из самой глубины сердца вырываются, как стон, признанья царя:
"Окрест лишь тьма и мрак непроглядный,
Хотя мелькнул бы луч отрады!..
Какой-то трепет тайный, Все ждешь чего-то!.."
Приходит боярин Шуйский, лукавый царедворец, глава крамольных бояр. Он приносит страшную весть: в Литве по явился самозванец, присвоивший имя царевича Димитрия. Король, паны и римский папа - за него.
Борис заклинает Шуйского сказать правду: подлинно ли ребенок, погибший в го роде Угличе, был царевич Димитрий.
Шуйский, наслаждаясь мукой царя, описывает глубокую страшную рану на шее царевича, предсмертную улыбку на его устах...
"Казалось, в своей он колыбельке
Спокойно спит..."
Шуйский удаляется. Борису мерещится призрак убитого Димитрия.
Действие III
Картина 4
Бал в саду Сандомирского воеводы Мнишека. Польские паны готовятся к походу на Москву. Они хотят посадить на московский престол своего ставленника - объявившегося в Польше самозванца. За чудом спасшегося царевича Димитрия выдает себя беглый инок Чудова монастыря Григорий. Панам поможет честолюбивая дочь воеводы - красавица Марина, мечтающая стать женой будущего властителя России.
Наступает долгожданная встреча влюбившегося в Марину самозванца и польской красавицы. Однако сухая, расчетливая речь Марины, ее ничем не прикрытое стремление к царской власти на минуту отталкивают самозванца. Поняв это, Марина покоряет его притворными уверениями в нежной любви. Иезуит Рангони торжествует.
Картина 5
Раннее зимнее утро. Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Толпа голодного люда толкует о победах самозванца над войсками Бориса. Прибегает юродивый. Мальчишки окружают его и отнимают копеечку. Из собора выходит царь. "Хлеба, хлеба! Дай голодным хлеба, хлеба! Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради!" - кричит народ. Обиженный мальчишками юродивый обращается к царю:
"Велика зарезать, как ты зарезал маленького царевича".
Борис не дает боярам схватить юродивого:
"Не троньте! Молись за меня, блаженный..."
Но юродивый отвечает:
"Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис!
Нельзя молиться за царя Ирода:
Богородица не велит..."
Действие IV
Картина 6
Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставшие крестьяне приводят захваченного кромского воеводу. Народ насмешливо "величает" царского слугу боярина, припоминая ему все свои обиды:
"Честь по чести ты нас поваживал,
В бурю-непогодь, да в бездорожье
На ребятках наших покатывал,
Тонкой плеткой постегивал..."
Приход монахов Варлаама и Мисаила, обличающих Бориса, еще больше разжигает народный гнев. Широко и грозно звучит песня восставшего народа:
"Расходилась, разгулялась удаль молодецкая,
Пышет полымем кровь казацкая!
Поднималась со дна сила пододонная..."
Появляются посланцы самозванца - патеры-иезуиты. Но появление чужеземцев вызывает возмущение народа. Крестьяне тащат иезуитов в лес, на осину.
На поляну выезжает окруженный войском, шляхтичами и иезуитами самозванец. Он освобождает кромского боярина. Обещаниями милостей и защиты самозванец склоняет взбунтовавшихся крестьян к походу на Москву. Небо освещает зарево пожара. Зловещи и тревожны удары набатного колокола.
Испуганно озираясь, появляется юродивый. Тоской и болью звучат его вещие слова о новых бедах, ожидающих русский народ:
"Лейтесь, лейтесь, слезы горькие,
Плачь, плачь, душа православная!
Скоро враг придет и настанет тьма,
Темень-темная, непроглядная..."
Картина 7
Грановитая палата в Кремле. Идет заседание Боярской думы, обсуждающей, какой казни подвергнуть самозванца, когда он будет схвачен. Появляется Шуйский. Он рассказывает, как царь Борис в своем тереме отгонял от себя видение убитого царевича Димитрия. С криком "Чур, чур, чур, дитя!" вбегает сам Борис. Увидев бояр, он овладевает собою и обращается к ним с просьбой о совете и помощи. На это Шуйский предлагает царю выслушать старца, пришедшего поведать великую тайну. Борис соглашается. Вводят Пимена. Сказание о чудесном исцелении больного, произошедшем на могиле царевича Димитрия в Угличе, переполняет меру страданий Бориса. Он падает без чувств.
Придя ненадолго в себя, умирающий Борис завещает сыну беречь царство:
"Не вверяйся наветам бояр крамольных,
Зорко следи за их сношеньями тайными с Литвою,
Измену карай без пощады, без милости карай,
Строго вникай в суд народный - суд нелицемерный..."
Под звон погребального колокола, под пение монашеского хора царь умирает. Потрясенный царевич Федор, простив шись с отцом, поднимается с колен... И тотчас Шуйский, незаметно выйдя вперед, преграждает ему дорогу к трону.