Шаг 2. Подбор билетов
- Количество билетов:
- для подбора билетов необходимо выбрать на схеме зала сектор, который Вас интересует.
Вивальди. Зеленка. Дирижёр – Вацлав Лукс (Чехия). Вокальный ансамбль INTRADA. Оркестр Pratum Integrum (6+)
ЗарядьеБольшой зал (схема зала)
Дата27 января 2020, понедельник, 19:00
Программа
I отделение
Вивальди
Глория, RV 589
II отделение
Зеленка
Месса Всех Святых, ZWV 21
Российская премьера
В программе возможны изменения
Солисты:
Диляра Идрисова, сопрано
Юрий Миненко, контратенор
Александр Миминошвили, бас-баритон
В программе концерта – два крупных вокально-инструментальных сочинения: Глория Вивальди, созданная для женского венецианского приюта Пьета и давно вошедшая в репертуар современных оркестров и хоров, и роскошная Месса Всех Святых, написанная чешским композитором Яном Дисмасом Зеленкой.
Зеленка был придворным композитором cаксонских курфюрстов и сочинял, в основном, церковную музыку; он был надолго забыт после смерти, но в 70-80-е годы XX века имя его вновь громко прозвучало в Европе, и с тех пор интерес к его творчеству разгорается всё ярче: сейчас о Зеленке говорят, как о «богемском Бахе».
Месса Всех Святых (1741) – последнее из дошедших до нас сочинений Зеленки, его итоговое произведение, венчающее цикл из шести праздничных месс. Здесь действительно виден не композитор средней руки, а подлинный мастер: мощные хоровые эпизоды, то взволнованные, то светозарные, изощренная полифония, элегантные и в то же время глубоко эмоциональные соло – Зеленка мог по праву гордиться таким завершением творческого пути.
Диляра Идрисова – одна из немногих российских барочных певиц, получивших признание за рубежом. В российской прессе её называют «золотым сопрано Башкирии», восхищаются блеском колоратур, лёгким и подвижным голосом, обаянием, внешне сдержанной, но при этом пылкой манерой пения. «Диляра Идрисова стилистически точна, музыкально роскошна и необычайно обворожительна», – писал обозреватель belcanto.ru
Несколько лет назад записи Диляры услышал знаменитый контратенор Макс Эмануэль Ценчич и сразу пригласил певицу в свой проект. Блеснув в партии Лизауры (в опере Генделя «Александр»), она стала постоянной участницей постановок Ценчича. Так начался новый период в ее жизни: премьеры, вызывающие шквал эмоций, выступления с солистами высочайшего класса (Юлия Лежнева, Франко Фаджоли), гастроли, маршрут которых пролегает через Брюссель, Москву, Галле и ведёт на Троицкий фестиваль в Зальцбурге. Под руководством Ценчича Диляра исполнила партии в таких барочных диковинах, как «Сирой» Хассе, «Полифем» Порпоры и «Сигизмунд» Леонардо Винчи, попутно успев выиграть конкурс в Тулузе, получить «Золотую маску», спеть в гамбургской Филармонии на Эльбе.
Юрий Миненко родился в 1979 году в Радомышле Житомирской области (Украина). Обучался в Одесской национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой как баритон, затем как контратенор (класс сольного пения Юрия Тетери). После окончания аспирантуры преподавал в академии на кафедре сольного пения.
Удостоен специальной премии «Лучший контратенор» на XL Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2003), победитель Международного конкурса молодых вокалистов имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» в Донецке (2004), обладатель II премии VI Международного конкурса молодых оперных певцов имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2004). В 2009 году стал первым украинским певцом и первым контратенором, вышедшим в финал Международного конкурса «Певец мира» в Кардиффе за всю историю этого состязания.
Концертный репертуар певца включает партии Давида в оратории «Давид» Франческо Бартоломео Конти, Давида и Саула в одноименных ораториях Генделя, альта в оратории «Мессия» Генделя, «Сонеты» и «Сикстинский цикл» Марка-Андре Дальбави, антифоны Генделя, Salve Regina Скарлатти и другие.
В числе предстоящих выступлений артиста – новая постановка оперы «Садко» Римского-Корсакова в Большом театре России и Опере Лиона, концертный тур с оперой «Ариодант» Генделя под управлением Марка Минковски, заглавная партия в опере «Сципион» Генделя на Гёттингенском фестивале. Он также выступит в партии Аполлона в опере «Смерть в Венеции» Бриттена в Театре Шатле в Париже, Хорватском национальном театре в Загребе и лондонском Барбикан-центре; в партии Оттона («Сигизмунд, король Польши» Винчи) в Варшаве и Дортмунде; в партии Нерона («Агриппина» Генделя) в Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон).
В числе пяти ведущих контратеноров XXI века (наряду с Филиппом Жарусски, Максом Эмануэлем Ценчичем, Франко Фаджоли и Валером Сабадусом) Юрий Миненко принял участие в записи оперы «Артаксеркс» Винчи, выпущенной Virgin Classics в 2011 году и завоевавшей множество авторитетных наград.
Солист театра «Геликон-опера» Александр Миминошвили родился в Ставропольском крае. Окончив музыкальную школу, поступил на вокальное отделение Московского областного колледжа искусств. В 2006 году поступил в Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) на факультет музыкального театра, возглавляемый Д. А. Бертманом (педагог по вокалу Т. В. Башкирова), который окончил в 2011 году.
Еще в годы учебы в РАТИ успешно исполнял ответственные партии в ряде спектаклей учебного театра («Женитьба» Мусоргского, «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, «Колокольчик» Доницетти) и в 2009 году дебютировал в качестве солиста-вокалиста на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера». В «Геликоне» Александр Миминошвили исполняет разнообразный репертуар – партии Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Анджело в «Запрете на любовь» Вагнера, Ренато в «Бал-маскараде» Верди, Квартального в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, Данкаира в «Кармен» Бизе.
С 2011 года является постоянным приглашенным солистом Большого театра России, приглашённым солистом Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, участвовал в летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе.
Вацлав Лукс, дирижёр
Фигура Вацлава Лукса имеет большое значение для музыкальной культуры Чехии – благодаря его усилиям чешская музыка XVII-XVIII веков, в том числе сочинения композиторов Яна Дисмаса Зеленки и Йозефа Мысливечека, зазвучала на крупнейших фестивалях и появилась в репертуаре ведущих концертных залов.
Вацлав Лукс окончил консерваторию в Пльзене и Академию исполнительских искусств в Праге (Чехия). Интерес к барочной музыке, переросший затем в настоящую страсть, привёл Вацлава Лукса в Институт в Базеле (Швейцария), специализирующийся в области изучения старинной музыки. Во время обучения в Базеле и некоторое время после окончания института Вацлав Лукс выступал в качестве валторниста в городах Европы, США, Мексики, Японии. Кроме того, ещё будучи студентом, он организовал камерный ансамбль Collegium 1704, превратив его, уже после завершения гастрольного тура, в полномасштабный барочный оркестр. На базе оркестра был сформирован вокальный ансамбль Collegium Vocale 1704. Под руководством Вацлава Лукса Collegium 1704 становится одним из ведущих коллективов в области исполнения музыки XVII-XVIII веков. В 2008 с успехом прошла серия концертов «Музыкальный мост: Прага – Дрезден», которая была посвящена вокальной музыке XVII-XVIII веков – проект был организован Вацлавом Луксом и Collegium 1704.
Среди недавних концертов с участием дирижёра – выступления на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Варшаве, Берлине, Вене, Брюсселе; на Фестивале старинной музыки в Утрехте и на Фестивале Баха в Лейпциге. Помимо тесной работы с Collegium 1704, он сотрудничает с такими ансамблями, как La Cetra Barockorchester & Vokalensemble Basel, Dresdner Kammerchor и De Nederlandse Bachvereniging. В дискографии музыканта – записи на Accent Records, Supraphon, Zig-Zag Territoires.
Pratum Integrum – оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название оркестра в переводе с латыни означает «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор ещё много неизвестных, но редких по красоте сочинений.
Оркестр был основан в Москве в 2003 и вскоре обрел репутацию крайне необычного, яркого и высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации.
Pratum Integrum впервые представил российской публике уже более 200 сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. Например, при участии оркестра состоялось первое исполнение мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей» с привлечением рогового оркестра, впервые прозвучали «Страсти по Иоанну» Георга Гебеля и «Страсти по Марку» Баха (2018), клавирный Концерт до мажор Антонио Сальери (2019) и маска Джона Блоу «Венера и Адонис» (2019).
Памятными для оркестра стали многократные выступления на «Декабрьских вечерах», концерты на крупных международных фестивалях, таких как Tage Alter Musik (Регенсбург, 2006), Musica Antiqua (Брюгге, 2006), на фестивалях в Магдебурге, Санкт-Петербурге и Гданьске. В 2013 при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды. В 2019 оркестр получил грант Президента РФ на создание видеоколлекции записей неизвестной русской музыки и в ходе проекта впервые записал и представил на концертах ряд сочинений русских композиторов и иностранцев, работавших в России во второй половине XVIII века (в том числе – квартеты Тица и Керцелли, симфонии Жоржа и Ванжуры). Оркестр также является лауреатом престижной немецкой премии Preis der Deutchen Schallplattenkritik.
Вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко на сегодняшний день – один из самых ярких коллективов нового поколения, постоянный участник крупных музыкальных событий российской столицы. Ансамбль обладает своим собственным «почерком» и высочайшим профессиональным уровнем.
INTRADA регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, с успехом представляет нашу страну на европейских музыкальных фестивалях. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), «Посольские дары», фестивале камерной музыки «Возвращение», Московском Рождественском фестивале. Коллектив прославился своим исполнением европейской музыки Возрождения и барокко. Но со временем его репертуар заметно расширился: INTRADA осуществляет российские премьеры сочинений современных композиторов, как зарубежных, так и наших соотечественников, исполняет русскую классику. Записи концертов ансамбля транслировались телеканалом «Культура», различными отечественными радиостанциями, а также немецким радио «Культура». В 2014 году вышел диск «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я.П. Свелинка».