Шаг 2. Подбор билетов
- Количество билетов:
- для подбора билетов необходимо выбрать на схеме зала сектор, который Вас интересует.
Фестиваль "Бетховен и Чайковский". О природе. Госоркестр России, Василий Петренко. Александр Рамм (виолончель) (6+)
ЗарядьеБольшой зал (схема зала)
Дата7 апреля 2020, вторник, 19:00
Фестиваль "Бетховен и Чайковский"
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Дирижер - Василий Петренко
Солист - Александр Рамм, виолончель
Программа: "О природе"
Бетховен. Симфония №6 фа мажор, "Пасторальная", op. 68
Чайковский. "Буря" - симфоническая фантазия по Шекспиру, op. 18
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор, op. 33
Фестиваль "Бетховен и Чайковский"
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Дирижер - Василий Петренко
Солист - Александр Рамм, виолончель
Программа: "О природе"
Бетховен. Симфония №6 фа мажор, "Пасторальная", op. 68
Чайковский
"Буря" - симфоническая фантазия по Шекспиру, op. 18
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор, op. 33
"Пасторальная симфония" Бетховена была закончена одновременно с его знаменитой Пятой симфонией, но кардинально от нее отличается. Здесь нет борьбы с неумолимой судьбой. Это картины незамысловатых и простых радостей сельской жизни. "Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека", - говорил композитор.
"Творчество Бетховена было эталоном для многих композиторов и того времени и последующих. До сих пор, на мой взгляд, есть очень немного композиторов, которые сумели хотя бы приблизиться к тому, что было создано Бетховеном. Я люблю его играть и считаю, что для оркестра это очень большая школа, для любого оркестра", - считает Василий Петренко - главный дирижер Королевского Ливерпульского филармонического оркестра, филармонического оркестра Осло, Молодежного оркестра Евросоюза и главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова. Он любит играть и Чайковского и, подобно Е.Ф. Светланову, записал все его симфонии с Ливерпульским филармоническим оркестром.
Рассуждая о программной музыке Чайковский говорил, что всякая музыка программна, что "основатель" программной музыки - Берлиоз, но "выдумал" ее Бетховен, отчасти в своей "Героической" и "еще основательнее" в "Пасторальной" симфониях. "Я нахожу, что вдохновение композитора-симфониста может быть двоякое: субъективное и объективное. В первом случае он выражает в своей музыке свои ощущения радости, страдания. Словом, подобно лирическому поэту, изливает, так сказать, свою собственную душу. В таком случае программа не только не нужна, но она невозможна. Но другое дело, когда музыкант, читая поэтическое произведение или пораженный картиной природы, хочет выразить в своем произведении тот сюжет, который зажег в нем вдохновение. Тут программа необходима", - писал Петр Ильич Надежде Филаретовне фон Мекк.
Сюжет симфонической фантазии по трагедии В. Шекспира "Буря" был предложен Чайковскому крупнейшим музыкальным критиком и общественным деятелем, существенно повлиявшим на развитие всего русского музыкального искусства В.В. Стасовым. "Нужна ли в “Буре” буря?" - спрашивает его Петр Ильич. "Вы спрашиваете, нужна ли буря? Еще бы! Непременно, непременно, непременно, без бури и увертюра будет не в увертюру, и вся программа переменится", - отвечает Стасов и пишет подробную программу будущей фантазии. Следуя в целом программе, предложенной Стасовым, Чайковский изложил ее более сжато в предисловии к партитуре.
В отличие от "Бури", об истории создания "Вариаций на тему рококо" сведений не сохранилось. Интересно, что всего за полтора года до начала работы над этим сочинением Чайковский сетовал в своей статье для газеты "Русские ведомости": "виртуозное процветание виолончели так приходит к последнему фазису упадка, <...> его репертуар в продолжение уж многих лет нисколько не обогащается новыми произведениями". Возможно, сочинив свои вариации, композитор хотел отчасти восполнить этот пробел. Теперь это произведение уже много лет входит в обязательную программу третьего тура Международного конкурса им. П.И. Чайковского, обладателем серебряной медали которого в 2015 году стал Александр Рамм. Член жюри конкурса, прославленный виолончелист Миша Майский, назвал его "потрясающим исполнителем с большим будущим". И сейчас, когда Александр стремительно завоевывает признание далеко за пределами нашей страны, это пророчество сбывается.