Шаг 2. Подбор билетов
- Количество билетов:
- для подбора билетов необходимо выбрать на схеме зала сектор, который Вас интересует.
Поругание Лукреции (18+)
Новая операНовая опера
Дата27 апреля 2019, суббота, 16:00
Номинации на Премию "Золотая маска" 2020
Опера / спектакль
работа дирижера (Ян Латам-Кениг)
работа режиссера (Екатерина Одегова)
женская роль (Гаяне Бабаджанян)
Б. Бриттен
Опера в двух действиях
Режиссер: Екатерина Одегова
Премьера состоялась 26 апреля 2019 года
Номинации на Премию "Золотая маска" 2020
Опера / спектакль
работа дирижера (Ян Латам-Кениг)
работа режиссера (Екатерина Одегова)
женская роль (Гаяне Бабаджанян)
Б. Бриттен
Опера в двух действиях
Режиссер: Екатерина Одегова
Премьера состоялась 26 апреля 2019 года
Новая Опера представляет первую в столице постановку выдающейся оперы Бенджамина Бриттена "Поругание Лукреции" (1946). Театр продолжает "английскую линию" своего репертуара: ранее на сцене Новой Оперы шли диптих DIDO (его вторая часть - шедевр эпохи барокко, "Дидона и Эней" Г. Пёрселла) и "Поворот винта" Бриттена.
"Поругание Лукреции" - знаковое произведение в творчестве композитора. Он сочинил изумительную камерную оперу - в ней задействованы 8 певцов и всего 13 инструментов в оркестре! И, хотя ему пришлось обратиться к камерной опере скорее из-за финансовых причин, Бриттен очень ценил этот жанр: "Она [камерная опера] дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства". Либретто Рональда Дункана основано на одноименной драме Андре Обе и поэме Уильяма Шекспира "Лукреция".
Перед нами своеобразная притча, глубочайшее и одновременно рафинированное исследование психологии человека. Лукреция, супруга римского военачальника Луция Коллатина, - образец добродетели и верной любви. Секст Тарквиний - сын царя Тарквиния Гордого - пытается ее соблазнить и, не добившись успеха, насилует. "Древнеримская история Лукреции - важный мотив европейской культуры (одна из вариаций - картина Лукаса Кранаха-старшего, 1529). Бриттен укрупняет тему вводом двух Рассказчиков по образцу старинных “страстей” - дань христианской традиции. Вмешиваясь в ход драмы, они эмоционально комментируют действие, выступают голосом автора, судьбы и даже внутренним голосом персонажей, утверждая доминанту морали на основе более поздних, христианских ценностей" (Михаил Мугинштейн).
Исследуя глубины подсознания, Бриттен подчеркивает возвышение человека: отвергая насилие, Лукреция, подобно античному Эдипу, казнит себя - это мужество истинной морали. Так в истории одной женщины отражается весь духовный путь человечества.
Екатерина Одегова, режиссер:
"Поругание Лукреции" - шедевр по форме и содержанию. Гений Бриттена создал "Страсти" человека ХХ века (еще один пример - "Царь Эдип" Стравинского). В отличие от Баха и Стравинского, Бриттен концентрирует великую проблематику и духовную энергию пассионов (самого мощного трагического жанра, рожденного христианской культурой) в невероятно интимную, камерную форму.
Духовный путь человечества и Христа пропущены через хрупкое тело одной женщины - Лукреции. Она словно чистая слезинка на Его лице. Не случайно ее лейтмотив (Lucretia’s chaste / "Честь Лукреции") - барочная риторическая фигура креста. Она символично обрамлена темами двух мужчин. У насильника Тарквиния это нисходящая тема, которая превращается в финале первого действия в жуткий шаг траурной пассакалии: ансамбль Good night - страшный миг затишья перед ночью, ведущей Тарквиния в его одинокий ад. В партии Коллатина, мужа Лукреции, восходящий ход - не что иное, как тема Тарквиния в обращении.
Происходит роковая подмена одного мужчины, желанного, другим. Тарквиний - пришелец, его не ждали, но явился он, а томление живет в теле Лукреции ("Лукреция ранима желанием"). Желание делает нас уязвимыми, идеальность хрупка. Желание Лукреции-женщины не может не войти в роковой резонанс со все нарастающей похотью мужчины. Добродетель - всегда самая желанная добыча для греха.
Изнасилование Лукреции не есть физическая схватка полов (тело проиграно человечеством со времен Эдема, оно - тлен), но борьба за душу, за право остаться человеком. Тарквиний находит здесь свой конец и обрекает душу на вечные муки и забвение. Лукреция начинает долгий мучительный путь восхождения к Богу. Ее самоубийство - бескомпромиссный шаг обретения себя, обретения бесконечности духа. Максима романтика Новалиса через полтора столетия актуальна вновь: "Смерть - это жизнь после смерти. Жизнь усиливается посредством смерти".